В МБДОУ «Павловский детский сад комбинированного типа «Лена» с целью качественного улучшения физического состояния, развития и здоровья детей за последние годы активно проводится оздоровительная работа по следующим основным направлениям:

- оздоровление часто болеющих детей,

- профилактическая работа с детьми в период адаптации в ДОУ и в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний,

- психолого-педагогическая работа.

В ДОУ разработана система мероприятий для оздоровления часто болеющих детей, детей с нарушениями осанки, плоскостопием. Широко используются фиточаи, ультразвуковые ингаляции, аэрофитотерапия, бег по "дорожке здоровья", точечный массаж, дыхательная и корригирующая гимнастика, гимнастика после дневного сна.

Оздоровление часто болеющих детей проводится по следующим направлениям:

·         рациональный режим дня;

·         фитотерапия;

·         витаминотерапия;

·         закаливание;

·         дыхательная гимнастика;

·         валеологическое воспитание детей;

·         сотрудничество с родителями;

·         вакцинопрофилактика ОРВИ.

Профилактическая работа в ДОУ проводится по проекту «Здоровый дошкольник», научным консультантом является Захарова Н.М. – кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней Медицинского института СВФУ. Проект внедряется в ДОУ с 2008 года с целью: профилактика заболеваний и укрепление здоровья детей в условиях сельского детского сада.

Основные направления оздоровительной работы:

     •   профилактика гриппа и ОРВИ;Адаптационн

     •   профилактика острых кишечных заболеваний;

     •   профилактика паразитарных инвазий;

     •   профилактика йоддефицитного состояния;

     •   профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;

     •   коррекция питания детей;

     •   валеологическое воспитание детей;

     •   проведение мероприятий, направленных на снижение адаптационного стресса.

о-оздоровительная работа проводится с детьми в период адаптации в ДОУ и в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний, назначается:

  • ·         тубус-кварц на 3 дня.

В течение месяца:

  • ·         ревит по 1 драже 2 раза в день.

Всем детям осенью, для улучшения адаптации, назначается экстракт элеутерококка после завтрака со сладким чаем, по 1 капле на каждый год жизни в течение 10 дней. Экстракт элеутерококка оказывает стимулирующее действие на центральную нервную систему, тонизирующее и общеукрепляющее действие на организм, повышает общую неспецефическую сопротивляемость организма, способствует улучшению аппетита, повышению физической и умственной работоспособности.

А весной всем детям назначается экстракт из пантов северного оленя – Эпсорин, БАД к пище – дополнительный источник органических веществ, жиров и минеральных веществ, обладает тонизирующим, биостимулирующим, профилактическим и оздоровительным действием, способствует восстановлению организма после перенесённых заболеваний.

Также проводится процедура «Барьер»:

смазывание носика детей детским мылом для создания пленочной мембраны, препятствующей проникновению вирусов,

очищение носовых ходов каплями физ.раствора для улучшения дыхания ребёнка с начинающим насморком,

обработка носовых ходов Оксолиновой мазью 2 раза в день во время гриппозного сезона.

Под наблюдением воспитателей и медицинского работника проводится:

•     массаж точечный;

•     гимнастика (утренняя, дыхательная, для глаз);

•   закаливающие процедуры (воздушное, водное, хождение по дорожкам здоровья, хождение босиком, полоскание горла и рта, максимальное пребывание на свежем воздухе);

Также проводится анкетирование родителей для выявления патологии у ребенка.

В детском саду в течение нескольких лет успешно работает проект «Току-току ньээм - ньээм». Руководителем проекта является фитотерапевт Слепцова Л. В., с целью использования местных лекарственных трав для укрепления здоровья детей, в течение года с перерывами проводится фито-ароматерапия:

·         фиточаи (общеукрепляющие) – из сбора лекарственных трав нашего наслега;

·         фиточаи (по индивидуальным назначениям для часто болеющих детей, для детей с патологией пищеварительной системы);

·         чистая вода «Мэнэ уу»;

·         «волшебная приправа» (фитонциды - лук, чеснок);

·         в комнате релаксации аромаматрацы, аромаподушки;

·         «оздоровительный сон» ароматизация спальных комнат травами.

Психолого-педагогическая работа проводится воспитателями совместно с медицинским работником детского сада. Так, в течение дня проводятся следующие занятия:

·         валеоминутки «Здоровей-ка» (ОБЖ и валеологическое образование детей);

·         валеологические развлечения;

·         чтение художественной литературы по ЗОЖ;

·         физкультурные занятия, праздники, развлечения, посвященные ЗОЖ;

·         художественное творчество;

·         подвижные игры;

·         окотерапия (добрый взгляд);

·         проектная деятельность детей и родителей по лекарственным травам;

·         после дневного сна для пробуждения детей применяются элементы хатхи – йоги.

Физкультурный руководитель в своей работе применяет программу «Использование элементов хатхи – йоги в детском саду», используя следующие упражнения:

·         асаны (позы) - имитирующие позы животных, помогающие сохранять своё тело здоровым, красивым и сильным;

·         пранаямы (дыхательные упражнения) – включающая позитивную настройку организма ребенка на здоровье, радость, красоту;

·         медитацию (расслабление, релаксацию) - что даст возможность услышать и познать своё Я.

Комплекс упражнений используется на 2 месяца, постепенно вводя по 1 упражнению с интервалом 2-3 недели.

В течение года проводится игровая гимнастика для души и тела «Прыг – скок, команда!»

·         «Мы едем, едем…»;

·         «Профессии»;

·         «Доброе утро!»;

·         «Забавные зверюшки»;

·         «Мы любим спорт!».

Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей в детском саду: занятия, режимные моменты, игры, развлечения. Для систематизации образовательной работы нами была разработана программа образовательного учреждения по формированию представлений и приобщению дошкольников к здоровому образу жизни: она включает работу ДОУ, взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.

В ДОУ выполняются принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие путем соблюдения режима питания, норм потребления продуктов, гигиены питания и индивидуального подхода к детям во время приема пищи.