В МБДОУ «Павловский детский сад комбинированного типа «Лена» с целью качественного улучшения физического состояния, развития и здоровья детей за последние годы активно проводится оздоровительная работа по следующим основным направлениям:
- оздоровление часто болеющих детей,
- профилактическая работа с детьми в период адаптации в ДОУ и в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний,
- психолого-педагогическая работа.
В ДОУ разработана система мероприятий для оздоровления часто болеющих детей, детей с нарушениями осанки, плоскостопием. Широко используются фиточаи, ультразвуковые ингаляции, аэрофитотерапия, бег по "дорожке здоровья", точечный массаж, дыхательная и корригирующая гимнастика, гимнастика после дневного сна.
Оздоровление часто болеющих детей проводится по следующим направлениям:
· рациональный режим дня;
· фитотерапия;
· витаминотерапия;
· закаливание;
· дыхательная гимнастика;
· валеологическое воспитание детей;
· сотрудничество с родителями;
· вакцинопрофилактика ОРВИ.
Профилактическая работа в ДОУ проводится по проекту «Здоровый дошкольник», научным консультантом является Захарова Н.М. – кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней Медицинского института СВФУ. Проект внедряется в ДОУ с 2008 года с целью: профилактика заболеваний и укрепление здоровья детей в условиях сельского детского сада.
Основные направления оздоровительной работы:
• профилактика гриппа и ОРВИ;Адаптационн
• профилактика острых кишечных заболеваний;
• профилактика паразитарных инвазий;
• профилактика йоддефицитного состояния;
• профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;
• коррекция питания детей;
• валеологическое воспитание детей;
• проведение мероприятий, направленных на снижение адаптационного стресса.
о-оздоровительная работа проводится с детьми в период адаптации в ДОУ и в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний, назначается:
В течение месяца:
Всем детям осенью, для улучшения адаптации, назначается экстракт элеутерококка после завтрака со сладким чаем, по 1 капле на каждый год жизни в течение 10 дней. Экстракт элеутерококка оказывает стимулирующее действие на центральную нервную систему, тонизирующее и общеукрепляющее действие на организм, повышает общую неспецефическую сопротивляемость организма, способствует улучшению аппетита, повышению физической и умственной работоспособности.
А весной всем детям назначается экстракт из пантов северного оленя – Эпсорин, БАД к пище – дополнительный источник органических веществ, жиров и минеральных веществ, обладает тонизирующим, биостимулирующим, профилактическим и оздоровительным действием, способствует восстановлению организма после перенесённых заболеваний.
Также проводится процедура «Барьер»:
смазывание носика детей детским мылом для создания пленочной мембраны, препятствующей проникновению вирусов,
очищение носовых ходов каплями физ.раствора для улучшения дыхания ребёнка с начинающим насморком,
обработка носовых ходов Оксолиновой мазью 2 раза в день во время гриппозного сезона.
Под наблюдением воспитателей и медицинского работника проводится:
• массаж точечный;
• гимнастика (утренняя, дыхательная, для глаз);
• закаливающие процедуры (воздушное, водное, хождение по дорожкам здоровья, хождение босиком, полоскание горла и рта, максимальное пребывание на свежем воздухе);
Также проводится анкетирование родителей для выявления патологии у ребенка.
В детском саду в течение нескольких лет успешно работает проект «Току-току ньээм - ньээм». Руководителем проекта является фитотерапевт Слепцова Л. В., с целью использования местных лекарственных трав для укрепления здоровья детей, в течение года с перерывами проводится фито-ароматерапия:
· фиточаи (общеукрепляющие) – из сбора лекарственных трав нашего наслега;
· фиточаи (по индивидуальным назначениям для часто болеющих детей, для детей с патологией пищеварительной системы);
· чистая вода «Мэнэ уу»;
· «волшебная приправа» (фитонциды - лук, чеснок);
· в комнате релаксации аромаматрацы, аромаподушки;
· «оздоровительный сон» ароматизация спальных комнат травами.
Психолого-педагогическая работа проводится воспитателями совместно с медицинским работником детского сада. Так, в течение дня проводятся следующие занятия:
· валеоминутки «Здоровей-ка» (ОБЖ и валеологическое образование детей);
· валеологические развлечения;
· чтение художественной литературы по ЗОЖ;
· физкультурные занятия, праздники, развлечения, посвященные ЗОЖ;
· художественное творчество;
· подвижные игры;
· окотерапия (добрый взгляд);
· проектная деятельность детей и родителей по лекарственным травам;
· после дневного сна для пробуждения детей применяются элементы хатхи – йоги.
Физкультурный руководитель в своей работе применяет программу «Использование элементов хатхи – йоги в детском саду», используя следующие упражнения:
· асаны (позы) - имитирующие позы животных, помогающие сохранять своё тело здоровым, красивым и сильным;
· пранаямы (дыхательные упражнения) – включающая позитивную настройку организма ребенка на здоровье, радость, красоту;
· медитацию (расслабление, релаксацию) - что даст возможность услышать и познать своё Я.
Комплекс упражнений используется на 2 месяца, постепенно вводя по 1 упражнению с интервалом 2-3 недели.
В течение года проводится игровая гимнастика для души и тела «Прыг – скок, команда!»
· «Мы едем, едем…»;
· «Профессии»;
· «Доброе утро!»;
· «Забавные зверюшки»;
· «Мы любим спорт!».
Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей в детском саду: занятия, режимные моменты, игры, развлечения. Для систематизации образовательной работы нами была разработана программа образовательного учреждения по формированию представлений и приобщению дошкольников к здоровому образу жизни: она включает работу ДОУ, взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.
В ДОУ выполняются принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие путем соблюдения режима питания, норм потребления продуктов, гигиены питания и индивидуального подхода к детям во время приема пищи.